Вітаю Вас Гість!
Понеділок, 25.09.2017, 17:07
Головна | Реєстрація | Вхід | RSS

Рубрики

Владика Олег (Ведмеденко)
Єпископ Волинський і Галицький


Лев Регельсон
Историк Церкви, православный богослов


Протоієрей Олександр Титов
Священик Київської громади Богоявлення Господнього


Отець Віталій Ананченко
Протоієрей Кіблярської обителі


Митрофорний протоієрей Сергій Вутянов
Настоятель Київської громади Богоявлення Господнього


Владика Константин (Миськів)
Архієпископ Львівський і Галицький.


Пошук на сайті

Посилання



Слово Митрополита

Стефан митрополит Киевський та всій України

Роль Московської церкви в Україні

2

Блоги

Головна » Блоги » Лев Регельсон  
Слово на празник Благовещения

Благовещение или акт зачатия Иисуса Христа от Святого Духа и Девы Марии – это центральное событие в истории отношений Бога с человеческим родом. Мария смущена приветствием Архангела: Лука пишет об этом кратко, но древнее христианское предание вносит важную подробность. Она спрашивает Гавриила (который, скорее всего, явился в образе прекрасного юноши): «Не хочешь ли ты соблазнить меня, как змий Еву?». И только исповедание Архангелом имени Святой Троицы убеждает ее (потому что только перед Троицей иссякает всякое человеческое сомнение): «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» И тогда Мария говорит: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк.1:35, 37). В этот момент все и произошло.

 

 

Что же именно произошло?
Нам уже недостаточно простой констатации факта: во чреве Марии был от Бога зачат человек Иисус. Мы на 2000 лет старше свидетелей евангельских событий, мы знаем многое, о чем они еще не имели представления. Например, они не знали, как вообще происходит зачатие – современная эмбриология и генетика были им неизвестны.

Наука знает случаи «девственного зачатия», «партеногенез» – когда женская яйцеклетка развивается в эмбрион без оплодотворения. Но в таких случаях всегда рождается девочка: в женской яйцеклетке нет мужской Y-хромосомы. А в данном случае был зачат мальчик: значит, Божественное воздействие, «удар» Божественной Энергии не только дал импульс яйцеклетке к эмбриональному развитию, но одну из двух Х-хромосом заменил на Y-хромосому. А дальше все шло как обычно у человеческого эмбриона. Но человеческого отца у него не было – биологическую роль Отца исполнил Сам Бог.
В результате родился «человек Иисус» (1Тим.2:5), подобный нам во всем кроме греха, или, согласно Халкидонскому Догмату, «единосущный нам по человечеству» (то есть по человеческой природе).

Что же означает событие Благовещения ДЛЯ НАС?
Это значит, что в таинстве Крещения каждый из нас рождается заново по образу зачатия и рождения Иисуса. Через акт веры мы получаем «власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12-13).
Священное Писание, церковные молитвы постоянно и многократно повторяют: в Таинстве Крещения во мне умирает ветхий человек, подобный Адаму, и рождается новый, подобный Иисусу.

Что это значит, чем отличается ветхий человек от нового? Ветхий рожден от мужского семени, развился из яйцеклетки, которая отпечатывает в нашем глубинном подсознании начало эгоизма, «монадичности», противопоставления себя всему миру. Мы выделены из мира как отдельная «монада», главное стремление которой – сохранить себя, выжить в этом опасном мире. В то же время через свою оболочку эта яйцеклетка, эта монада взаимодействует с окружающим миром и не может выжить без такого взаимодействия. Главное, что наши отношения с другими людьми, такими же монадами, как и мы, глубоко противоречивы: взаимное притяжение и отталкивание, любовь и вражда всегда живут рядом в нашей душе.
Чем же от нас отличается Иисус? В Нем нет греха, нет эгоизма, который есть корень греха как такового. Почему? Потому что Он иначе зачат. Во дном отношении Он радикально отличается от нас: яйцеклетка, пробужденная к жизни действием Святой Троицы, изначально «тринитарна», она не может стать началом эгоизма. Что это означает физиологически, в плане клеточной динамики, мы в деталях пока не знаем, но мы знаем лишь главное: что в основе подсознания Иисуса вместо нашего эгоизма заложена любовь как способ бытия и принцип отношения к миру.
Он не грешит не потому, что «победил грех», а потому, что Он не может грешить – не может в том смысле, что в Нем не может возникнуть такое желание. Он, подобно нам, может чего-то не знать, в чем-то сомневаться и колебаться – но Он всегда выбирает Бога и следует Его воле, потому что в самой глубине Его души изначально, с момента зачатия, заложен образ Любви, образ Святой Троицы.

Мы не будем сейчас углубляться в Халкидонский Догмат о двух природах Иисуса Христа, хотя это совершенно необходимо для верующего христианина. Чтобы заставить задуматься, намекнуть на глубину и парадоксальность этого учения, скажем так: Иисус как Бог является нетварным первообразом Самого Себя как человека, Иисус как человек вечно постигает неисчерпаемые тайны Самого Себя как Бога. Подобно ему, каждый из нас имеет свой нетварный Божественный первообраз, через который в нас струятся Божественные тринитарные Энергии. И в совокупности эти первообразы концентрируются в Иисусе Христе как Боге, являются гранями Божественного замысла о человеческом роде. Первообраз – это не я, это лишь «проект меня», замысел Бога обо мне. Приближаясь к Богу, я приближаюсь и к своему первообразу, удаляясь от Бога, я удаляюсь и от своего первообраза. Но смерть ветхого человека, как и рождение нового происходит только символически: сразу после Крещения мы опять начинаем грешить.

Как это понимать?
Что или кто во мне является «выбирающей инстанцией»? Это есть тот человек, который сотворен во мне усилиями других людей, к которым по мере взросления присоединяются мои собственные усилия.
Как и когда сотворяется человек? Биологическое рождение еще не гарантирует, что рожденное существо станет человеком. Человеком его еще только предстоит сделать, и это делают те, кто воспитывает новорожденного, те, кто учат его быть человеком. В этом смысле родители и воспитатели совершают грандиозное действо – они совершают акт творения из того очаровательного звереныша, которое обладает лишь потенцией стать человеком, но само по себе им стать не может. На практике многократно доказано, что «феномен Маугли» невозможен. В Индии нередко обезьяны похищают новорожденного и успешно вскармливают его. Но когда его находят и возвращают к людям в возрасте 2-х лет (точная граница не установлена), то уже никакими усилиями его не удается сделать человеком: он становится немного умнее воспитавших его обезьян, но не человеком.
То есть человек как таковой – есть плод социума, результат усилий окружающих его людей, прежде всего, конечно, родителей, Они сотворяют его тем, что они с ним РАЗГОВАРИВАЮТ, что они на него СМОТРЯТ как на человека и тем самым формируют его как человека.

Но при всех усилиях «стать человеком», в недрах моей души всегда остается первичный биологический корень, монадичный, эгоистичный, отделенный мембраной от всего мира. Без этого корня меня бы просто не было, но этот же корень сопротивляется тому началу и образу человечности, который вкладывают в меня мои воспитатели.

В акте Крещения во мне зарождается новый корень: не монадичный, но тринитарный. Он зарождается пока что не в теле, но лишь в самой глубине моей души. Если бы прежний корень атрофировался, умер, а новый корень внедрился в мое тело, в самый способ бытия моих клеток, то я, во-первых, уже не мог бы грешить, и, во-вторых, перестал бы умирать. Ибо Христос не был подвержен процессу старения и естественного умирания – Его смерть (а смерть по определению есть разлучение души с телом) была для Него противоестественной, абсолютно добровольной и временной.

Что же мы имеем в итоге? В итоге мы получаем трагическое бытие христианина, его постоянное мучительное колебание между двумя противоречивыми корнями своей души. Иногда в нас как бы неожиданно просыпаются искренние христианские чувства, суть которых – бескорыстная любовь к другому человеку и ко всему миру. Но также неожиданно, почти мгновенно, место любви занимает обычный природный эгоизм и отравляет её собой. И эти колебания повторяются многократно.
Что же нам делать, какие сознательные усилия мы можем предпринимать в такой трагической, противоречивой ситуации?

Только одно: упорно и терпеливо – изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие ослаблять силу природного эгоистического корня и усиливать жизненную энергию зарожденного в акте веры тринитарного корня. Отрываться от природного человека и укореняться в Иисусе Христе. То есть многократно умирать в качестве «ветхого», природного человека и возрождаться в качестве нового человека, который подобен Иисусу Христу и тем самым становится образом и подобием Бога-Троицы.
Аминь.

Лев Регельсон


Автор – Лев Регельсон | Переглядів: 517 | Опубліковано: 08.04.2014  

Всього коментарів: 0
Имя *:
Email:
Код *: